Слова «аудитор» и особенно «ревизор» в нашей стране вызывают не самые приятные ассоциации. Люди сразу представляют себе проверяющих, которые приходит в компанию с целью обязательно найти недочеты и наказать, а если таковых не будет, то придраться к любой мелочи, но - наказать, оштрафовать и т.п.
Изменить ситуацию и отношение людей к государственному аудиту в Одесской области взялся бывший начальник департамента экономики Одесской облгосадминистрации Олег Муратов, который за все годы работы в ОГА зарекомендовал себя не только, как профессионал, а и как человек, который хочет помогать и созидать, но не наказывать. Олег Михайлович недавно возглавил Южный офис Государственной аудиторской службы Украины и рассказал нам, каким должен быть аудит и в чем видит свою основную задачу на новом посту.
- Многим непонятно, чем конкретно занимается Ваше ведомство, объясните, в чем его основная функция?
- Если говорить вкратце, то мы являемся правопреемниками Государственной финансовой инспекции, которая была создана в 2011 году, а еще раньше это было Контрольно-ревизионное управление. Поэтому большинство людей, особенно старшего возраста воспринимают нас как ревизоров КРУ. Но на самом деле мы сегодня уходим от данной позиции. Мы действительно занимаемся аудитом, у нас это не просто вывеска, как в некоторых других структурах. У нас это принципиально другие вещи.
Признаюсь честно, я решил подать свою заявку на конкурс после того, как прочитал Положение о Государственной аудиторской службе, которое было издано в феврале этого года. Если бы это была Госфининспекция с ее функциями и приоритетами пятилетней давности, Вы бы меня здесь не увидели. А когда я прочитал Положение, то понял, что суть этой работы не столько контролировать и «бить по рукам», но в большей степени подсказывать, оказывать помощь и содействие. Это как раз то, что я люблю – созидать, создавать что-то. Именно этим я довольно успешно занимался на должности директора департамента экономики Одесской ОГА. Чтобы убедиться в этом, я позвонил в Киев и записался на прием к Главе Госаудитслужбы Лидии Владимировне Гавриловой. Скажу честно, именно после встречи с ней я для себя четко понял, что я хочу в этой службе работать. А четко поставленная цель – минимум 50% успеха.
- Чем аудит, который проводит Ваша структура, отличается от других?
- В законодательстве прописано, что мы осуществляем следующие функции: государственный финансовый аудит, инспектирование путем проведения ревизий, внутренний аудит, то есть мы смотрим, как проводится аудит в других госструктурах, и мониторинг государственных закупок.
Приходя на государственное предприятие, в первую очередь мы смотрим, в каком финансовом состоянии оно находится, и что нужно сделать, чтобы улучшить положение. Мы начинаем изучать, какие тендеры были проведены, какие договоры заключены, какой финплан у предприятия. Сейчас уже почти все подготовили финансовые планы на 2017-й год, и мы должны дать совет, куда нужно направлять ресурсы компании, чтобы это было максимально эффективно. Наш совет ценен тем, что он незаангажирован.
Ключевая наша задача заключается в том, что мы должны работать на упреждение каких-либо проблем, а не бегать потом и пытаться вернуть те деньги, которые уже «прикарманили». Потому что тот человек, который хочет украсть, особенно крупную сумму, знает, как это сделать и наперед продумывает, как уйти от ответственности. Мы же приходим на крупное госпредприятие, проверяем договоры, которые будут заключаются, платежи, и если мы видим, что это незаконно или экономически неэффективно, то мы им советуем эту операцию не проводить.
- А бывали случаи, когда к Вашим рекомендациям не прислушивались?
- Иногда случается и такое, но нечасто. Если же подобное происходит, то для нас это сигнал на будущее. Зачастую, когда мы видим, что операция, которую готовится провести госпредприятие, сомнительная, мы подключаем другие структуры, например, Национальную полицию и Госфинмониторинг, который через банки дальше контролирует этот процесс. Если же речь идет о бюджетном учреждении, то у них счета в казначействе и тут у нас достаточно рычагов влияния. Мы можем приостановить движение денежных средств на срок до 30 дней в течение года. Есть и более жесткие методы. Если в результате ревизии, мы видим, что деньги были потрачены не по целевому назначению, мы вносим требование, чтобы на растраченную сумму учреждению уменьшили финансирование в текущем году.
- Каковы результаты работы Вашей структуры?
- За 9 месяцев работы в Одесской области мы вернули в бюджет 23 млн грн, так что в принципе мы себя окупаем. Государство тратит на нас в 1,5-2 раза меньше. И это только прямой экономический эффект, а тот эффект, который дает недопущение тех или иных нарушений, исчисляется в разы большими цифрами.
- Вы проверяете финансовую деятельность предприятий, и кто-то может обвинить Вашу структуру в коррупции. Что вы намерены делать для того, чтобы честность и прозрачность вашей работы не вызывали сомнений?
- Что касается лично меня, то я очень дорожу своей репутацией, приобретенной за 10 лет моей работы только на руководящих должностях. Моя репутация – главный капитал для меня. Вы знаете, когда я иду по улице, со мной здороваются многие люди, даже те. которых я не знаю. И никто не говорит мне вслед что-то плохое. Наоборот, некоторые одесситы, причем в основном старше меня, спрашивают совета или дают совет.
Мои сотрудники это понимают, и осознают, какая ответственность лежит на них. Кроме того, в этом году государство наконец приняло новый закон о госслужбе, который позволит существенно усилить материальную базу наших сотрудников с 2017 года, что тоже очень важно для борьбы с коррупцией в госорганах.
Помимо этого, я намерен сделать данную структуру полностью открытой для СМИ. Собственно сейчас я уделяю этому вопросу очень много внимания. Хочу, чтобы люди понимали, что нам нечего скрывать, поэтому мы будем делиться информацией с общественностью, с прессой, создадим общественный совет, и будем конструктивно работать сообща.
- Какие главные задачи на новом посту Вы поставили для себя?
- Если говорить о промежутке времени в полтора-два года, то я хочу, чтобы наш офис стал лучшим в Украине. Департамент экономики, когда я им руководил, был лучшим и все это признавали. Многие приезжали к нам, смотрели, как все устроено, кто-то восхищался, кто-то завидовал, но никто данного факта не оспаривал. Здесь я намерен добиться аналогичных результатов. Кроме того, я хочу создать такую систему, которая бы функционировала независимо от человеческого фактора. Не буду скрывать, что эта ступень в карьере – не вершина моих амбиций, поэтому мне бы хотелось, чтобы тот, кто придет после меня, мог, как в компьютере нажать кнопку и запустить процесс работы.
А всем одесситам я желаю мира, добра и благополучия. И чтобы каждый наступающий день был хотя бы на капельку лучше прошедшего.
Беседовала: Анна Карцовник
Фото: Максим Войтенко