В этом году в рейтинге «100 влиятельных одесситов» свои почетные места заняли представители судебной системы области. И особенно приятно, что единственной женщиной в первой двадцатке оказалась председатель Одесского апелляционного хозяйственного суда Наталья Богацкая. Мы вручили Наталье Станиславовне уже не первый ее диплом влиятельного человека, и заодно расспросили, как изменилась сама судебная система за прошедший год и отношение общества к ней.
- Одной из основных проблем судебной системы всегда было то, что люди ее не любят, считают служителей Фемиды коррумпированными, а выносимые решения – несправедливыми. Недавно судебная система начала серьезно работать над тем, чтобы изменить мнение о себе. Чего удалось достичь за прошедший год?
- Я считаю, что любви к судам априори быть не может, а вот об уважении говорить мы конечно можем, и должны. На мой взгляд, в этом вопросе на сегодняшний день уже есть существенные сдвиги. Во-первых, изменился менталитет судей и отношение самой системы к окружающей действительности, к требованиям общества, и к вызовам, которые возникают перед ней. Проделана достаточно серьезная работа. Мы освоили базовые навыки общения со СМИ, а некоторые суды научились вполне неплохо работать с представителями прессы, обрабатывать информацию и подавать ее. Обучена уже целая плеяда судей-спикеров, это люди, которые в критических ситуациях выходят к представителям общественности, гражданам и спокойно объясняют происходящее, дают комментарии. Мы побороли страх перед тем, что нужно выступать на камеру.
Сказать точно – повысилось ли уважение общества к судам или нет, трудно. Но, во всяком случае, судебная система престала быть безмолвной, служители Фемиды начали высказывать свою позицию. И те, кому это интересно получили возможность нас услышать, а кому это никогда не было интересно, они, безусловно, и сейчас нас не слышат. Судебная система четко и громко говорит о том, что потеря независимости и тотальное давление на суды чревато, прежде всего, угрозой не самим судьям, а всему обществу в целом. Потому что когда оно полностью подчинено не нормам действующего законодательства, а крикам и эмоциям отдельных групп людей, то закон фактически заменяется уличным требованиями. А это ни к чему хорошему, безусловно, не приводит.
Сейчас мы говорим о том, что если так будет продолжаться и дальше, то вскоре нас ждет самосуд, поскольку уже сейчас резонансные политические дела превращаются в шоу-программу и становятся площадкой для выступлений для политических деятелей. Условия, в которых находятся наши представители Фемиды, находятся за пределами каких-либо разумных вещей и представить себе подобное в цивилизованном мире крайне сложно. Например, когда люди в камуфляже размещаются по периметру зала судебного заседания, Народные депутаты позволяют себе публичные оскорбления, унижения и переход на личности прямо в зале судебного заседания, на глазах общественности. При этом полиция остановить их не может или не хочет, поскольку это чревато для правоохранителей обвинениями в посягательстве на какие-то идеалы, политические постулаты или депутатскую неприкосновенность.
- Кстати, что касается давления на судей и всю судебную систему. Эта проблема уже давно и остро стоит в нашей стране. Как вы считаете, за последний год ситуация улучшилась или ухудшилась?
- Сложно сказать, хуже стало или лучше, но то, что методы и форма давления изменились – это безусловно. Раньше общественники просто жгли шины под судами, а сегодня они используют против судей и участников процесса зеленку, газ, захватывают служителей Фемиды в заложники. Более того, можно сказать, что безнаказанность, которая была за жжение шин, крики, оскорбления и нецензурную брань, привела к тому, что некоторые общественные активисты превратили эту деятельность в бизнес. Они занимаются тем, что приходят в суды на конкретные дела, уничтожают имущество, блокируют судей в залах заседаний и умышленно срывают судебное заседание, что мы наблюдали во всех трех апелляционных судах, хозяйственном суде Одесской области и районных судах города. Подобные вещи приобретают массовый характер.
Но угроза состоит еще и в том, что на представителей Фемиды давят не только в здании судов, но и у них дома, угрожая членам их семей. Сейчас получить доступ ко всем реестрам движимого и недвижимого имущества очень просто, что позволяет без проблем узнать место жительства судей. Существует масса примеров, когда по конкретным делам угрожают именно членам семьи судей. Только в нашем суде было два таких случая, по всей Украине статистика просто печальная, и что самое обидное – Одесская область лидирует в данном вопросе.
Единственное, что во всем этом есть положительного, то, что происходящее позволило нам объединиться, и судебная система стала принимать эти вызовы, публично говорить о давлении и вмешательстве в осуществление правосудия. Теперь люди, которые хотят знать правду, могут понять, насколько степень давления на суды сегодня возрастает, и в каких ненормальных условиях выносятся решения.
- Расскажите немного о новом канадском проекте, который недавно был презентован в Одессе, ведь его цель как раз в том, чтобы наладить взаимодействие между судами, госорганами и обществом, и сделать судебную систему более открытой.
- В первую очередь хочется сказать большое спасибо канадским партнерам, за то, что помогают нам. Канадский проект предложил очень интересную идею. Она заключается в создании Центра судебной коммуникации в Одесской области. Подобный центр уже создан и эффективно работает в Хмельницкой области.
Суть его работы состоит в том, чтобы сделать судебную систему более открытой и позволить коммуницировать со СМИ, тем самым, повышая доверие общества к судам. Прежде всего, обычные граждане должны получать 100% достоверную информацию от самих судов. Ведь многие люди даже не понимают, как работает тот или иной суд, какие дела он слушает. Многим ошибочно кажется, что кроме резонансных дел суды больше ничем не заняты, рутинную работу никто не видит. Мы готовы рассказывать о нашей деятельности, но главное – это доступно и честно доносить эту информацию до общества. Именно ради этого все суды Одессы решили объединиться и создать единую коммуникационную систему в рамках всего региона. Концепция работы центра сейчас прорабатывается и скорым временем будет презентована общественности и, безусловно, она будет направлена на поднятие уровня доверия граждан к системе правосудия.
Фото: Максим Войтенко