Маленькая легенда кино оказалась очень трогательной хрупкой женщиной, немного забывчивой в силу возраста, но наполненной жизненной энергией и характером. Прожитая непростая жизнь вылепила ее красиво и глобально. И поэтому разговор с ней получился интересный. Как минимум для нас. И надеемся, для вас.
- Лия Меджидовна, вы помните, когда последний раз были в Одессе?
- Из-за дурной памяти я по каплям вспоминаю, что было в Одессе в течение моей жизни. А это же вся моя жизнь. По капелькам вырываю какие-то моменты. Я много снималась на Одесской киностудии до того самого момента, когда на ней уже почти ничего не осталось, кроме огромной армии собак и обувщиков, которые чинили обувь.
- А какой последний фильм снимали в Одессе с вашим участием?
- Помню, что там играла Оля Волкова, еще беседка была с колоннами у моря… Честно, не помню, ни что снимали, ни о чем. А что делать: молодость, потом зрелость, а потом все дальше, дальше. И… приехали.
- Ну, хоть погреетесь в Одессе на солнышке. А то у вас там, в Москве, ураганы и темно постоянно.
- Да, у нас там муссоны.
«Лозница мне такое предложил, что...»
- Почему вы согласились играть у Лозницы в фильме «Кроткая»? Ведь известно, что он непростой режиссер и фильмы у него непростые.
- В фильме Сережи Лозницы меня чуть-чуть. Но он мне такое предложил, такой сценарий, что альтернативы никакой не было - нужно было бежать срочно. И я счастлива, потому что таких предложений у меня нет. Предлагают, конечно, фильмы, сериалы. Один сериал был на 150 серий - это что-то такое адское. А я спрашиваю: «Это как? Я умру, а вы все будете снимать?» А мне в ответ: «Не переживайте, мы все за лето снимем».
Я постоянно слежу за творчеством Лозницы. И «Счастье мое», и «Аустерлиц»… Ну, все, что он делает, - это мое! Это то, чего я жду сейчас от кино, от театра, от культуры - СМЫСЛЫ, в которых мы живем, которые нас мучают, которые и есть боль нашего времени. И вот Лозница такой, и он это делает на высочайшем уровне. Я огромная его поклонница. И когда он мне позвонил, все сошлось.
- И как вам работалось с ним?
- Мы придумывали, мучались… Это было не тяп-ляп. Так уже давно никто с актерами не работает. Да и сценарий потрясающий. Снимали очень серьезно.
Кстати, в фильме задействованы актеры из Екатеринбурга, из театра Коли Коляды, благодаря которому я сошлась с Богданом Ступкой. Я играла несколько пьес его в антрепризе и сказала ему: «Коля, я мечтаю сыграть Пульхерию Ивановну из «Старосветских помещиков» (обожаю Гоголя, но у него, кроме этого образа, для меня больше ничего нет). И Коляда мне на день рождения написал божественную пьесу.
Мой продюсер Фима Спектор сказал: "Нужен еще Афанасий Иванович" - и поехал в Киев, сговорился с Богданом Ступкой, а уже на Ступку клюнул Валера Фокин (режиссер), который также болен Гоголем, как я и Ступка.
А дальше были репетиции в Украинском доме на Арбате в Москве. Помню, приехал Богдан, мы стали играть, и впечатление у меня было такое, что мы с ним учились вместе и всю жизнь работали. Мы буквально слиплись как партнеры, ну просто идеально!
- Вы со Ступкой дружили?
- Нельзя сказать, что дружили, но очень любили друг друга. Когда он приезжал, все были счастливы. Сразу начинали звучать какие-то анекдоты, побасенки, украинские выражения. Незабываемо!
- С кем из старой актерской гвардии вы сегодня дружите?
- Знаете сколько ушло? Нет, есть еще друзья. Вот Алла Борисовна Покровская - мама Миши Ефремова, жена Олега Ефремова. Ох, я очень любила Ефремова. Вот он и Эфрос. Я думаю о них и благодарю судьбу, что в моей жизни были великие режиссеры.
Так вот с Аллой Покровской мы дружим по сей день, даже если не видимся, потому что всю Москву сейчас раскопали - до нее не доехать.
С Инной Чуриковой когда-то вместе играли в ТЮЗе - она Бабу Ягу, а я мальчика Федора, который стал Деревом. И вот с тех мы страшно близкие люди на всю жизнь.
Свои фильмы не пересматриваю - это радости не дает
- Что сегодня вас делает счастливой?
- Ну, что счастливой? Посмотришь какой-нибудь сумасшедший фильм и потом не можешь успокоиться, начинаешь звонить по друзьям - ты видел? Так же со спектаклями.
- Фильмы со своим участием пересматриваете?
- Нет, это радости не дает. Я не знаю почему. Зачем время терять? Лучше откопать что-то интересное, оно есть. Вот посмотрите «Франкофонию» Сокурова. Или недавно по телевизору неожиданно показали «Страну Оз» Сигарева - это же так смешно, и так больно, и так тонко.
- Но все-таки - за какие роли в современном кино вам точно не стыдно?
- Знаете, не стыдно - это первый разговор и главный. Думаю, моя роль у Кирилла Серебренникова в фильме «Изображая жертву», еще у Масленникова в "Банкроте" (он Островского решил снять уже будучи человеком к 80-ти). Изумительный фильм, который почему-то нигде не идет. Я там играю Сваху.
И, конечно же, Лозница. Я, правда, еще не видела – может, я там плохо играю и все испортила, вот сегодня посмотрю. Хотя у Лозницы стыдно быть не может - это честь, а дальше как хочешь.
- Между фильмом «Кроткая» и предыдущей работой в кино у вас разрыв в пять лет. Почему вы так мало снимаетесь в кино?
- Все сценарии, которые я начинаю читать, не вызывают никакого желания попасть в этот фильм. Я не беру то, что меня глубоко не интересует, из-за этого мало снимаюсь.
Нет у меня Звягинцева, нет у меня Хлебникова, нет у меня Тодоровского, нет Сигарева, которого я открыла с «Волчком». Ну нет у них для меня ролей!
- Пока…
- Нет у меня пока.
- Тема качественных возрастных ролей - это какая-то вселенская проблема. Взять тех же Де Ниро или Аль Пачино - гениальные актеры, но они сегодня или играют ерунду, или не играют вовсе…
- Проблема в том, что мы - актеры и наше дело играть. И в одно время я такого наиграла. Но ведь уговаривают! Вот звали в фильм «Любовь-морковь», я с ним сразу все поняла, но напали на меня очень хорошие люди. Они еще в эту агитацию чудного человека подключили - Лешу Серебрякова. И Леша, глядя мне в глаза, уговаривал, хотя сам бы в жизни на это не подписался. Он за барахло не возьмется. Но у него выбор есть.
- Иногда барахло играют, чтобы банально выжить…
- Да, и я барахло поначалу играла. Потому что денег не было, такая зарплата нищенская. Вариантов не было никаких. Я думала, что так и буду всю жизнь барахло играть. Такая вот «актриса на роль барахла». Но появился Эльдар Александрович (Рязанов) и повысил мою самоидентификацию. Потом жуткая на меня вещь напала: я называлась «актриса яркого эпизода». И как пошло… И я отказалась от всего. Потом я сыграла в «Я, бабушка, Илико и Илларион» - мне дали роль бабушки. И пошли бабушки. Я тут же стала к станку - одна бабушка хлеще другой. Тут пришел мой друг Виктюк, взял четыре маленькие пьесы Петрушевской и сказал, что все роли будут играть лучшие актрисы «Современника». А мне он, такой хулиган, шепнул: все их ты будешь играть. И вот когда я сыграла «Квартиру Коломбины», у меня началась новая жизнь в театре.
- А вот когда с ролями было туго, что помогало не отчаяться?
- Ничего. Веры в себя никакой. Жуткая трагедия. И вообще, невостребованный актер часто становится завистником и интриганом, потому что это так оскорбительно, когда ты не нужен. А еще тяжело, когда твоя подруга постепенно становится звездой театра, а ты… сидишь и вяжешь. Тогда было плохо с вещами – мы все вязали. У меня был период – восемь сезонов ни одной роли. Слава богу, что кино время от времени возникало.
- У вас достаточно плотный гастрольный график, много международных перелетов, как вы справляетесь с нагрузкой?
- Я справляюсь потому, что у меня продюсер Фима Спектор, который работает только со мной, сколько его не переманивали. Вот у него со мной проекты все успешные и один сменяет другой, и я не знаю забот. Я палец о палец не ударяю. И у меня в театре совершенно гениальная компания!
Источник: КП в Украине