Из-за военных действий упал уровень добычи газа, снизились поставки угля для украинских ТЭЦ и ТЭС. Все это ставит под угрозу следующий отопительный сезон, подготовку к которому обычно начинают весной. С одной стороны, Украина существенно сократила потребление газа за счет остановки (или разрушения) ряда промышленных предприятий. С другой – порты, через которые завозился уголь, заблокированы.
Vesti.ua выясняли возможные сценарии развития ситуации в коммунальной сфере.
Газа хватит, с углем проблема
Традиционно в это время года страна начинала закупать газ и закачивала его в хранилища. На днях премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил: в настоящее время в хранилищах Украины находится 9 млрд кубометров газа. При этом надо понимать: в результате падения экономики и остановки работы крупных химических и сталелитейных предприятий потребление газа в промышленности уменьшилось. Поэтому газа Украине пока хватает. “Сейчас уровень добычи газа упал из-за военных действий в восточных и южных областях, но незначительно – на 3,7% за месяц. В принципе, нам достаточно своей добычи, чтобы обеспечить потребности населения”, – заявил Шмыгаль.
По сути, как отмечают эксперты, сегодня правительству не до газа, так как идут активные боевые действия на востоке и юге страны, куда направлены все силы и средства. И, в принципе, можем обойтись газом собственной добычи. К тому же мы сэкономили миллиарды с началом войны из-за того, что потребление голубого топлива упало.
“Думаю, удастся еще закачать 13-14 млрд кубов газа и больше не поместится. Такого объема нам хватало и раньше. Сокращение работы предприятий и отсутствие населения дают о себе знать. И на временно оккупированные территории мы не будем поставлять газ, как когда-то было с Донбассом, – на неподконтрольные Украине территории газ не поступал. Главное, чтобы осталась та же цена, ведь платежеспособность населения будет на низком уровне”, – отмечает экономический эксперт Юрий Корольчук.
А вот с углем для ТЭЦ все непросто, считает эксперт. Уголь всегда везли по морю. Сегодня с этим возникли проблемы. Нужно искать другие пути, остается одна ж/д дорога, но и она под постоянными обстрелами. С другой стороны, с начала марта на 40% сократилось потребление электроэнергии в стране, что позволило сэкономить, в том числе уголь.
“В принципе, даже с возникшими проблемами можно выйти на условный ноль, так как потребление света и газа сократилось. Некоторые люди выехали за границу. Часть домохозяйств разрушена, и им не оказывают услуги. Или же идут активные боевые действия”, – говорит Корольчук.
И действительно, согласно данным Министерства энергетики Украины, по состоянию на 9 мая в стране остаются обесточенными около 811 населенных пунктов (это более 723 тыс. потребителей), без газоснабжения – свыше 215 тыс. абонентов. Больше всего обесточено в Донецкой области – 319,9 тыс. потребителей, Харьковской – 171 тыс., Луганской – более 128,2 тыс.
Самая сложная ситуация с газоснабжением наблюдается в Запорожской, Киевской, Черниговской, Николаевской и Харьковской областях. В министерстве отмечают: в некоторых районах аварийно-восстановительные работы осложнены или же невозможны из-за активизации боевых действий и возникновения новых повреждений.
Нагрузка на АЭС возрастет
По мнению эксперта Экономического дискуссионного клуба Олега Пендзина, сегодня вообще сложно понять, сколько и чего нам понадобится в ближайшее время, не говоря о предстоящем отопительном сезоне. Все из-за боевых действий, так как вообще не понятно, как отопительный сезон начнется в Мариуполе или же когда будут восстановлены коммуникации в освобожденных Сумской, Черниговской, Киевской и Житомирских областях. Но время есть.
“Одно хорошо – цена на газ до апреля следующего года постановлением правительства зафиксирована на уровне 6,99 грн за куб. Украина добывает порядка 20 млрд кубов газа, и основные месторождения находятся в Центральной и Западной Украине. Их война не зацепила, и для обеспечения населения нужно 14-15 млрд кубов. Все остальное потребляла промышленность, много – металлургия. Однако у нас уже минус 30% металлургических мощностей. Но мы не знаем, кто после войны будет потреблять газ и когда война закончится. Увы, только украинская критическая инфраструктура пострадала на более $100 млрд. Враг продолжает бить по ТЭЦ, мостам, ж/д дороге и предприятиям”, – говорит Олег Пендзин.
Потребность в газоснабжении и электроэнергии серьезно упала. Меньше спроса и на энергоресурсы. И еще вопрос, с чем останется Украина после окончания этой войны. Сегодня сложно сформировать объем спроса в дальнейшем. Даже непонятно, сколько газа понадобится для обеспечения, рассуждают эксперты.
“Сегодня сложно делать прогноз даже потому, что закрыты данные по добыче газа, по закупке и остаткам угля. Министр энергетики считает, что вопрос с электроэнергией можно решить за счет атомной генерации, но как быть с Запорожской АЭС, которая сейчас подконтрольна российским вооруженным силам. По сути, остается Южно-Украинская, Ровенская и Хмельницкая АЭС. Сложно, но можно выйти в ноль. Проблема в том, что блоки нельзя нагружать до бесконечности. То есть у нас может получиться уменьшение нагрузки на ТЭС и увеличение нагрузки на АЭС”, – подчеркивает Юрий Корольчук.
Но главное – все эксперты считают, что основная проблема в том, что население фактически перестало платить за коммунальные услуги, а это негативно сказывается на их работе, на поставке услуг.