25 января Германия официально объявила об отправке в Украину четырнадцати танков Leopard 2. И, что важнее, немецкие власти дали зеленый свет на поставку аналогичных бронемашин и другим союзникам – Польше, Финляндии, Норвегии, Испании. Передать танки для ВСУ планируют и США: президент Джозеф Байден на неделе объявил о поставке 31 танка Abrams. Считается, что именно это решение разблокировало возможности поставок танков из Европы. Однако американские машины, по-видимому, будут ехать в Украину дольше всего, а время сегодня – самый ценный ресурс.
Поставки танков – однозначно самая важная новость начала года. Однако будет ли этой техники достаточно для начала полномасштабного контрнаступления украинской армии – вопрос. Также важно, как и куда будут распределять машины, кто их будет обслуживать и, наконец, справятся ли службы логистики с поставками для десятков разных видов бронемашин. Подробности – в материале Vesti.ua.
"Пока хватит для обороны"
В Сети появились видеозаписи эшелонов с танками и бронемашинами пехоты в Польше и других странах Восточной Европы, по-видимому, следующих в Украину. Недалеко от Хельсинки была замечена автоколонна, перевозившая танки Leopard. Варианта два: либо западные партнеры Украины готовили технику к отгрузке заблаговременно, и, как только последовало разрешение со стороны Берлина, – мгновенно обеспечили поставки. Либо танки перемещаются для внутренних целей (на вооружении той же Польши – более 240 танков Leopard разных модификаций). "Вопрос логистики с немецкими "Леопардами" решаемый – учитывая особенности географии, эта техника прибудет в Украину не ранее чем через пару недель, – пояснил Vesti.ua военный эксперт Олег Стариков. – А вот с американскими танками (Abrams. – Авт.) все сложнее: нужно погрузить их в США, транспортировать через Атлантику, потом – по суше. А ведь такие машины просто так на трейлерах не перевезешь: нужен спецтранспорт. Это время – месяц, не меньше".
Первая группа поставок – это как минимум одна рота немецких танков Leopard 2. По стандартам НАТО, это три взвода по четыре танка и отделение управления еще из двух танков. Таким образом, ФРГ передаст, в лучшем случае, 14 единиц. Как пишет Spiegel, в Украину поставят танки в самой современной модификации Leopard 2A6. По словам экспертов, скорее всего, это техника из запасов Бундесвера. Но в средне- и долгосрочной перспективе к передаче могут быть подготовлены боевые машины с промышленных складов компании-производителя Rheinmetall. Также в первую группу могут войти польские танки. Варшава была одним из главных лоббистов поставок, и она подтвердила готовность передать нам еще 14 единиц техники (всего на вооружении польской армии более 250 таких машин). Финляндия, Норвегия и Испания пока озвучили лишь намерение о передаче, а не конкретное количество техники.
С американскими танками Abrams, о поставках которых Джозеф Байден объявил 25 января, все сложнее: Белый дом объявил о планах передать 31 M1 Abrams и запчасти к ним. В то же время американские власти сообщили, что быстрой доставки ожидать не стоит: отправить нужную технику до вероятного весеннего наступления ВСУ там точно не успеют. "Abrams, как вы знаете, очень сложные танки, они требуют серьезного обучения. Несмотря на то что мы их одобрили вчера, нужно некоторое время для того, чтобы доставить их на поле боя. Они не появятся там до весеннего наступления", – пояснила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд на слушаниях в Сенате 26 января. Более реалистичное время поставок Abrams – осень 2023 года.
Если судить по открытым данным, доступным для анализа, то в первой волне поставок Украина может ожидать 44 танка. "По количеству это – батальон Бундесвера. На оборонительные операции их хватит, а вот о наступлении с таким количеством речь идти не может, – говорит Стариков. – Для реальных наступательных действий нужно столько, сколько запрашивал Залужный".
Убийцы танков и такси до линии фронта
В сентябрьском интервью The Economist главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный оценивал количество техники, необходимое для выхода на рубежи 23 февраля, в 300 современных танков, около 700 боевых машин пехоты и примерно 500 гаубиц. И если танковые поставки сегодня оценивают максимум в 150 машин (Франция, к примеру, может передумать отдавать свои основные боевые танки AMX-56 Leclerc, указывая, что они "столь же прочные, сколь и хрупкие", намекая на необходимость сложного ремонта чуть ли не после каждого боя), то ситуация с поставками БМП Украине несколько лучше. Еще в первых числах января власти США заявили о передаче ВСУ до 50 единиц БМП Bradley (называемые "убийцами танков"), Германия – от 20 до 40 единиц БМП Marder. Позже уточнялось, что речь о поставках "в ближайшие недели". И это, разумеется, еще не весь перечень – Франция объявила о передаче так называемых колесных танков, AMX-10 RC, Британия – FV103 Spartan (их называют "такси к линии фронта" за скорость и небольшие размеры, правда, они способны нести всего по четыре десантника).
Суть не в количестве поставок, а в правильном использовании западного вооружения на украинском фронте, отмечает военный эксперт Олег Жданов. По его словам, танки типа Abrams и Leopard создавались с учетом несколько иной тактики боя, чем советские. Однако ничто не мешает ВСУ применять их на свое усмотрение. "Абрамсы”, например, во время операции "Буря в пустыне" не шли просто "железным кулаком", а применялись в комбинированных атаках при содействии артиллерии и авиации, – говорит Жданов. – И если до весны дадут еще и самолеты F-16, то это меняет картину. Запад обычно абсолютно иначе планирует боевые действия. Они не применяют одиночно бронетехнику. Но ВСУ могут использовать танки на свое усмотрение, никто нам не запрещает".
Разумеется, тактика, которую будут применять ВСУ на поле боя, чтобы раскрыть потенциал всей техники, переданной Украине, – сегодня под грифом "секретно". Однако эксперты обсуждают вероятные сценарии. По мнению Старикова, самый выгодный для украинской армии – комбинированный прорыв оборонительных сооружений: сначала территорию "пробивает" танк, за ним заходит легкая пехота, завязывая бои. Именно так ВСУ действовали во время освобождения населенных пунктов в Харьковской области.
При этом важно понимать, какой техникой будут располагать ВС РФ. По мнению военного эксперта Кирилла Данильченко, в распоряжении российских войск – большое количество быстро обученных частей на технике из консервации, которая "далека от современной брони и динамической защиты". И танки, которые будут воевать против украинских Leopard 2A4, не будут идти с ними ни в какое сравнение – даже несмотря на условный уровень девяностых годов, у немецких машин есть уже и тепловизоры, и цифровая система управления огнем. "К этим характеристикам, и то по некоторым компонентам – ограниченно, РФ приблизилась лишь в середине 2010-х", – отмечают в издании Defence Express.
Тем не менее со стороны и ВСУ, и армии РФ до последнего момента на поле боя использовались танки советской разработки: преимущественно Т-64, Т-72 и Т-80, причем как прошедшие модернизацию, так и те, которые снимались с консервации. В ВСУ говорят о нескольких десятках трофейных Т-64, которые не используются, хоть и находятся на ходу, ввиду их неэффективности на поле боя. Посчитать точное количество бронемашин сегодня в самых горячих точках Украины – нереально, да и открытой информации на этот счет нет. В последнее время в СМИ начали появляться сообщения, что Россия готовится расконсервировать Т-62М. Несмотря на то что эти танки считаются совсем уже устаревшими (выпускались с 1983 года), противник использует эту бронированную машину как заменитель БМП-3 – условно, это пехотная пушка, которая должна выехать, отработать прямой наводкой и вернуться на исходные позиции. Как правило, старую технику РФ применяет в целях штурма и для уличных боев в городах.
Обслуживание и ремонт
Главное преимущество западной техники – ее технические характеристики. По словам Старикова, у такого рода машин есть и хорошие прицелы, и тепловизоры, плюс – они способны вести бой при любых погодных условиях. "Простыми словами, это – бронированное укрытие снайпера, только с пушкой", – говорит эксперт. Leopard 2 оснащен 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой и двумя пулеметами в разных частях конструкции (экипаж – четыре человека). Еще одно преимущество – горючее. Двигатели неприхотливы, для них не нужно использовать специальные смеси. И дополнительные плюсы – скорость, маневренность и защита экипажа благодаря мощной броне.
Самое главное преимущество техники советского производства – она проста для обучения мобилизованных. Если говорить о западных танках, то ознакомительный процесс военных может занять до полугода. Именно столько времени, говорят эксперты, понадобится на подготовку экипажа. Несмотря на то что американцы заявили о передаче техники с базами, открытым остается еще один вопрос – специалисты для обслуживания техники. Во взаимодействии с танками типа Leopard или Abrams необходимы дополнительные танкисты-инженеры, мобильные ремонтные бригады и танкоремонтные заводы. Все из перечисленного – пока в большом дефиците.
Моделируем ситуацию: пушка Leopard 2 рассчитана на 500 выстрелов. Если происходит поломка, выхода два. Первый – везти на ремонт. Все это время техника будет простаивать. Второй – снять пушку с другого танка, и тогда в ожидании новой запчасти будет простаивать уже "донор". В каждом из вариантов, учитывая сложное логистическое плечо, уходит масса времени. Ближайшие ремонтные базы расположены в Польше, Чехии, Словакии и, конечно же, в Германии.
Однако сводить историю с ремонтом и обслуживанием танков к общему знаменателю как минимум алогично. У каждой техники – свои запросы. Так, согласно регламентам Т-72, новый танк требует среднего ремонта уже через 8 тысяч км пробега. При этом учитывается и общее время работы машины. Формула такова: "1 час работы = 15 км". Средний же ремонт такого танка влечет за собой восстановление или замену узлов и агрегатов, а продолжительность – порядка полтора месяца.
Куда поедут танки?
О том, куда именно отправятся танки, никто из официальных лиц Украины не говорит, по понятным причинам. Однако во многом, отмечают эксперты, распределение западной техники будет зависеть от того, в каком месте будет нанесен главный удар. По данным западной разведки, произойдет это, скорее всего, в феврале – начале марта. "Главное – не прогадать. Противник готовится", – говорит Стариков.
На сегодняшний день линия фронта составляет 800 км. Если исходить из числа первой партии поставок, а это 44 танка, разбросать их по ротам не получится. Условно, если дать на роту по одному танку, обеспечены будут лишь две полноценные бригады. Отсюда вывод: от того, сколько техники ВСУ получат в ближайшие месяцы, напрямую будет зависеть и ситуация на поле боя. На фронте началась новая зимняя кампания, которая имеет стратегическое значение. От ее результатов буде зависеть архитектура безопасности всего европейского континента. Ключевое обращение на этот счет во время восьмого “Рамштайна” сделал президент: "Время остается оружием России. Мы должны ускориться", – обратился тогда Зеленский к Западу.