Эта яркая хрупкая женщина давно стала брендом в культурной среде Одессы. Галина Зицер уже много лет подряд является заботливой хозяйкой храма муз и шедевра архитектуры – Одесской областной государственной филармонии. Закономерно, что государство ее отметило почетным званием «Заслуженный работник культуры Украины», а одесситы неизменно включают в число лауреатов различных престижных рейтингов. В 2014-м Галина Борисовна стала лауреатом XIV рейтинга популярности людей и событий Юга Украины «Народное признание» в номинации «За сохранение и развитие культурных традиций Одессы», а также из года в год входит в число победителей рейтингов «100 влиятельных одесситов» и «100 успешных женщин Одесского региона».
– Галина Борисовна, вас ведь связывают с филармонией не только годы директорства…
– Я ведь по образованию архитектор, и десять лет работала в реставрационных мастерских главным архитектором, и весь комплекс зданий Бернардацци, включая филармонию, был под моим надзором. Мы отслеживали состояние здания, проводили реставрационные работы. И вот именно в этом памятнике архитектуры (а у нас много учреждений культуры находится в таких памятных строениях) я мечтала работать. И так было угодно Богу, что в один прекрасная день моя мечта сбылась: меня пригласили в филармонию главным инженером по реставрации. Я свою работу архитектора-реставратора очень любила. Но у меня, кстати, кроме архитектурно-строительного, было и музыкальное образование: я окончила фортепианное отделение Одесского музыкального училища. И здесь обе мои любви – к музыке и к архитектуре – гармонично соединились…
Будучи главным инженером, а затем – замдиректора, мне довелось поработать со многими директорами филармонии. Но особую благодарность испытываю к Юрию Алексеевичу Петренко, царство ему небесное. Должна сказать, человек он был непростой, и работать с ним было непросто. Однако если мы уже достигали взаимопонимания, то это оставалось неизменным… Был период, когда в филармонии начали меняться, один за другим, заместители директора, практически каждый месяц – за год поменялось девять замов. Тогда Петренко сказал: «Все, Галина Борисовна, мне это надоело, пиши заявление, будешь замдиректора». Я удивилась, но вызов приняла. И с того дня для меня в филармонии начался новый период. Было очень интересно работать в тесном контакте с Юрием Алексеевичем, ведь он был творческим человеком, настоящим профессионалом в сфере культуры. Как администратор он меня научил многому…
Позднее я стала коммерческим директором, директором-распорядителем и, наконец, уже трижды выиграла конкурс на должность директора филармонии.
– То есть филармония для вас – дом родной!
– Не то слово! Я люблю это здание и знаю каждый его уголок. Я живу творческим коллективом, который здесь работает! Сегодня у нас трудится триста человек, из них от силы двадцать – среднего и преклонного возраста. Мы обновили коллектив, омолодили его. Это не значит, что мы отказались от корифеев филармонической работы, наоборот, они стали наставниками этой молодежи, которая выходит на сцену после окончания музыкальной академии или колледжа культуры, порой не зная, как надо себя вести на сцене. На этой святой сцене, где стояли Ойстрах, Коган, Спиваков, Мацуев и другие величины мирового музыкального искусства… Кстати, наша работа с молодежью начинается еще раньше: в рамках абонемента «Наследники Столярского» филармонический камерный оркестр сотрудничает со школой Столярского. Когда дети выходят на сцену, их уже потом тянет сюда как магнитом, они проникаются аурой нашего зала, наших традиций.
– А традиции у вас достаточно устоявшиеся – все-таки филармонии уже 87 лет.
– Это действительно так! К 85-летию филармонии мы издали красивую книгу о тех, кто радует слушателей сегодня, и о тех, кого уже с нами нет… А вообще, независимо от дат и юбилеев, мы делаем много интересных программ. Времена уже другие, и приходится проявлять все больше креативности. Например, подготовили программы Hit Of The World, памяти Утесова, памяти Бабеля (делали опен-эйр возле памятника писателю). Наша гордость – однодневный фестиваль «Ночь в филармонии», который мы начали делать пять лет назад. Вместе с тем будем продолжать то, что уже давно любимо слушателями. Скажем, программа «Эффект Моцарта», на которую приходят будущие мамы, уже полностью сверстана на 2020 год. Беременные женщины не просто довольны нашей программой, они приводят потом своих детей к нам на концерты абонемента «Юный меломан».
Так мы воспитываем нашего зрителя. На программы «Юного меломана» приходят детки буквально с двухлетнего возраста – с мамами и папами, с бабушками и дедушками. Наш замечательный лектор-музыковед Анна Львовна Розен знакомит малышей с инструментами оркестра, и надо слышать, как она это делает, просто фантастика! Кстати, сегодня Одесская филармония единственная в Украине, которая занимается абонементной работой: у нас 21 абонемент, из них 9 – только для детей. Причем у нас очень демократичные абонементные цены: абонемент, включающий шесть концертов, стоит до ста гривен, не больше. Мы понимаем, что мама должна купить ребенку абонемент, а себе – входной билет. Экономическая сторона очень важна, но она не всегда для нас первостепенна… Вспоминаю, как сама в детстве, будучи ученицей музыкальной школы № 2 имени Глазунова, ходила на концерты в филармонию, нас приводили сюда наши педагоги. И вот это восхищение архитектурой и искусством запало в душу навсегда!
– Вы упомянули «Ночь в филармонии». На мой взгляд, проект реализовался на все 100% и уже имеет своих преданных поклонников…
– Вы правы, проект оказался очень удачным. Мы уже пятый год проводим этот однодневный фестиваль летом и второй год – «Ночь перед Рождеством», потому что нам одной ночи как-то мало! Тематика рождественской программы обусловлена самим праздником: там у нас и славянские обряды, и преподношения, и костюмированный бал. А юбилейную «Ночь в филармонии», которую мы провели 16 июня, постарались сделать особенно яркой и интересной, показав не только наши коллективы. Кстати, Александр Кульча, лидер группы Jam Band, которая выступала в этот раз, в прошлом – наш солист. Уйдя от нас, он создал свой коллектив и, ради того, чтобы участвовать в юбилейной «Ночи в филармонии», подготовил с ребятами специальную программу из одесских и балканских песен. Потрясающую программу!
– Да, ребята вызвали шквал эмоций! Но, надо сказать, публику ничуть не меньше впечатлило выступление филармонического ансамбля «Чайка».
– Академический ансамбль украинской музыки, песни и танца «Чайка» – наш ведущий коллектив, лучший на Юге Украины, обладатель Гран-при конкурса Вирского, победитель конкурсов в Румынии, Словении. В 2017 году я с этим коллективом ездила в Испанию и Францию. Там не присуждался Гран-при, но был наградной сертификат качества, который получили только наши артисты, а ведь в конкурсе принимали участие 49 стран. Это очень дорогого стоит! Непростой коллектив, должна признать, взять хотя бы тот факт, что в нем большая текучесть кадров: все участники – молодые, кто-то готовится стать матерью, кто-то находит работу с зарплатой повыше, кто-то вообще ищет место под солнцем в другом городе. И все-таки нам удалось добиться для ансамбля звания академического, чтобы это сказалось на оплате труда. Танцоры в «Чайке» сейчас получают зарплаты больше моей директорской. И я этому рада: дай Бог, чтобы они больше получали и работали у нас, мы даже находим возможность выдавать им раз в квартал премию. Коллектив успешный и востребованный, но, как это ни парадоксально, очень многие люди в Одессе не знают о его существовании. Вот на 8 Марта народный депутат Украины Сергей Кивалов попросил у нас зал в аренду, чтобы поздравить женщин Приморского района, и спросил, что мы можем предложить по концертной программе. Я ответила: «Если вы доверяете моему вкусу и можете положиться на мою ответственность, то давайте вместо привычного сборного концерта сделаем полностью концерт «Чайки». Зал был переполнен, и отзывы, которые мы услышали от публики и от самого Сергея Васильевича, были чрезвычайно приятными. Зрители, выходя после концерта, удивлялись: «А мы и не знали, что в филармонии есть такой потрясающий коллектив!».
Между тем нашу «Чайку» приглашают выступать на всех государственных праздниках – в оперном театре, в нашем зале, в Музкомедии. Большая проблема в том, что у ансамбля нет транспорта; в составе почти шестьдесят участников, и для поездок нужен двухэтажный автобус. Каждый новый руководитель области обещал похлопотать о выделении средств на приобретение автобуса, но, увы, пока не получилось… У нас есть «Богдан», но туда помещаются только 27 человек, так можно возить только наши литературно-музыкальные проекты.
– Мне кажется, не менее насущной проблемой для филармонии является отсутствие кондиционирования в Большом зале. Летом стоит жара и духота невыносимая...
– Это самый актуальный вопрос! Летом у нас в зале температура иногда поднимается до 35 градусов, из-за этого мы не можем работать все лето. Для «Ночи в филармонии» пришлось устраивать сквознячок, открывать двери на Пушкинскую и на Бунина, к тому же ночью прохладнее, легче дышать, как-то справились. А вот на фестивале Odessa Classics люди в зале чуть ли не теряли сознание… И я никак не могу добиться, чтобы нам выделили на кондиционирование полтора миллиона, хотя для областного бюджета – это копейки.
Мы недавно говорили об этом с народным артистом Украины Алексеем Ботвиновым, президентом Odessa Classics. Он, безусловно, заинтересован в решении этой проблемы, ведь на следующий год запланированы уже две недели фестиваля в Одесской филармонии, и если снова буде стоять жаркая погода, то люди не выдержат! Думаю, авторитет Алексея Ивановича должен помочь в выделении бюджетного финансирования. Или же найдется спонсор, который сам бы выполнил все работы, не переводя нам деньги. Думаю, в таком случае даже можно было бы на здании филармонии прикрепить табличку с его именем...
А зимой у нас возникает другая проблема – с системой отопления. На крыше уже сделана автономная газовая котельная, она полностью оборудована. Но довели газовую трубу до ворот – и обрезали. Так она и висит, как елочная игрушка. Котельная нужна, чтобы мы сами могли регулировать отопление, в случае теплой зимы – уменьшать подачу тепла, когда мороз – поднимать. Будет обеспечен и комфорт, и экономия. Опять-таки, решение проблемы упирается в каких-то полтора миллиона.
Мы уже не просим денег на какие-то другие вещи, например, на экран, который, кстати, тоже нужен: его приходится брать в аренду, каждый раз тратя при этом 25 тысяч гривен. Но мы о нем не говорим, пока у нас есть три первостепенных вопроса: кондиционирование воздуха, газовая котельная и проектно-сметная документация на ремонтные, противоаварийные работы.
Дело в том, что здание филармонии сегодня очень «больное», камни падают по всему фасаду, одна из колонн шатается… Требуются изыскательские работы, экспертиза киевских специалистов, а деньги на проектную документацию, без которой стоимость ремонта невозможно рассчитать, не выделяют. И без проектно-сметной документации мы не знаем, сколько просить денег и у кого: у области или у государства, если сумма окажется для областного бюджета неподъемной. Думаю, нужно, как это было с оперным театром, внести отдельной строчкой в бюджете Министерства культуры деньги на реставрацию здания Одесской филармонии, не то оно развалится у нас на глазах. Мы со своей стороны стараемся: там подмазали, здесь подкрасили, но это же не деревенская хата, сегодня таких памятников национального значения под литерой «А» в каталоге по нашему городу всего два: оперный театр и филармония. Если еще и это мы потеряем, то что тогда вообще останется?!
– Думаю, на вашей должности надо быть не только хозяйственником и искусствоведом, но и психологом, ведь творческими людьми руководить ох как непросто!
– Артисты требуют особого подхода – они как дети. Обиды, ревность присутствуют в их жизни постоянно, и тут поневоле приходится быть дипломатом. Но мы всегда находим общий язык! Наш филармонический коллектив – одна семья. Свадьбы, рождение детей, какие-то семейные неурядицы или болезни – со всеми личными вопросами приходят ко мне. Сережа Терентьев – яркий тому пример. Мне пришлось и к главврачу госпиталя обращаться, и деньги на операцию собирать… Мало кто, кроме меня, верил, что он снова выйдет на сцену. Но он вышел!
А вообще нелегко держать в маленьких руках коллектив в триста человек…
– Но вы это делаете с неизменным успехом! Чем сегодня озабочена успешная женщина Галина Зицер?
– Сейчас я думаю о концертной версии оперы Рахманинова «Алеко», которую мы подготовили в этом сезоне, и о другой опере, запланированной на следующий сезон, не буду пока раскрывать названия. 2019-й – юбилейный год Рахманинова,Чайковского, Моцарта, и нам есть над чем работать. Поначалу та или иная задача кажется сложной, невыполнимой, но мы все вместе ищем решения, спорим (а в споре рождается истина), и в результате все складывается. Планка поднята очень высоко, и опустить ее никому не позволю, пока я здесь.
Автор: Мария Гудыма