В Одесском государственном университете внутренних дел прошло заседание круглого стола, в котором приняли участие глава Меджлиса крымскотатарского народа Рафат Чубаров, постоянный представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Антон Кориневич, народные депутаты Украины Дмитрий Лубинец и Муса Магомедов, а также председатель крымскотатарского сообщества Одесской области Мерьем Джелилова, крымско-татарский активист Изет Гданов, университетские ученые.
Основной темой обсуждения стал текст будущего законопроекта о государственной политике переходного периода в Крыму и части территорий Донецкой и Луганской областей, которые сейчас не контролируются киевскими властями. Согласно документу на реализацию закона отводится 25 лет.
Открыл заседание ректор ВУЗа Вячеслав Аброськин.
- Мы не могли остаться в стороне от обсуждения столь важного документа. В ходе нашего круглого стола будем пытаться внести свой вклад в разработку законопроекта и реализацию государственной политики переходного периода в республике Крым и на Донбассе, - отметил генерал.
Одним из первых выступил глава Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров. Он отметил, что когда, наконец, пойдет речь о переходном периоде, главное, обеспечить безопасность людей и четко определить категории виновных.
- Мы в этом законе должны четко обозначить ответственность не только российских оккупантов, а и тех местных, кто способствовал и способствует укреплению оккупации на наших территориях,- сказал Чубаров.
Выступил и постоянный представитель президента в автономной республике Крым Антон Кориневич. Он отметил, что данный законопроект - продукт работы министерства по вопросам реинтегерации временно оккупированных территорий. По его словам, у него другой подход. Антон Кориневич считает, что должен быть некий рамочный документ, утвержденный указом президента. Однако, по мнению чиновника, все равно надо четко прописать ряд требований. Например, то, что тот, кто находился на службе в силовых органах у оккупантов, не может впоследствии занимать государственные должности в Украине. И вопрос уголовных преступлений в ходе оккупации должен рассматриваться не данным законопроектом, а уголовным кодексом. То есть должен быть общий документ и серия отдельных законопроектов. Кориневич также отметил, что сейчас непонятно, где начинается и где заканчивается этот самый переходной период.
Свое мнение добавил и народный депутат Дмитрий Лубинец. Он считает, что законопроект пытается охватить все вопросы и в результате он стал «большим и неподъемным». Это все добавляет сложности, с точки зрения народных депутатов, как по прохождению текста в рабочем комитете, так и его поддержке в самой Верховной Раде. В то же время нардеп отметил, что само по себе существование такого законопроекта – это позитивный факт. Ранее за такое мало кто брался. И добавил, что законопроект по ряду статей предполагает уголовную ответственность. Это противоречит нормам УК. Кроме того, существует разница в плане правовом между Крымом и Донбассом. В Крыму россияне установили свои флаги, а на Востоке Украины появились непризнанные республики, говорит Дмитрий Лубинец. Международное право по-разному трактует подобные ситуации. Да и пока в Украине нет четких определений, что такое переходный период. Депутат считает, что не стоит изобретать колесо, надо взять формулировки с международного права и перенести их в законопроект. Да и само понятие «переходный период» в законопроекте вызывает вопросы. Он составляет 25 лет и непонятно, почему так. Мировая практика стран бывшей Югославии показывает, что переходный период завершается после проведения выборов на местах.
Высказалась и Мерьем Джелилова, глава крымско-татарской общины Одесской области. Она также считает, что непонятно откуда в документе взялись 25 лет, которые отводятся на переходный период. За 25 лет появится новое поколение людей, которые не будут ничего знать об Украине. И что все-таки необходимо два отдельных закона, по Крыму и по Донбассу.
Участники круглого стола пришли к выводу, что на сегодняшний момент обсуждаемый законопроект на самом деле является наброском, черновиком и пока его необходимо проработать, прописать все, что касается ответственности, в том числе административной и уголовной для тех, кто сотрудничал с оккупационными властями. По мнению профессора Сергея Албула, четко прописать определения, кто является государством оккупантом и государством агрессором, юристы должны аккуратно выписать каждое слово.
Неплохо было бы прописать в документе и то, какие преимущества получат крымчане от возвращения украинских властей на полуостров. Чтобы не оказалось, что все, что у нас есть для жителей Крыма, это преследование и наказания. А ведь за сдачу Крыма в первую очередь должны были ответить политики, а не простые люди.
Автор и фото: Максим Войтенко
Автор и фото: Максим Войтенко