Несмотря на то, что Украина пережила «Революцию достоинства» многие наши сограждане до сих пор живут по принципу «моя хата с краю…». Они рьяно и громко рассказывают о том, что их не устраивает в жизни, но ничего не делают для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Хотя есть и совсем другие люди, такие как лауреат рейтинга «100 влиятельных одесситов 2016», глава общественной организации «Союз юристов Одесской области» Александр Рябец. Будучи успешным юристом, с обширной практикой, он находит время на то, чтобы изо дня в день, как общественник бороться с коррупцией и трудиться на благо Одессы и всей Украины. Зачем ему это нужно и где Александр Михайлович находит на все время, он рассказал нам в интервью.
- Расскажите, когда и почему Вы решили заняться общественной деятельностью?
- Я возглавил Союз юристов Одесской области еще в 2012 году. Первое время постепенно вникал в суть того, что означает быть общественником, и как я могу быть полезен своему городу в этой роли. Ситуация кардинально поменялась в 2014 году после «Революции достоинства». Тогда очень многие общественники, что называется «проснулись». И мы тоже. Стало понятно, что только если каждый из нас возьмет на себя ответственность за то, что происходит в его доме, в городе и в стране, если каждый решит приложить хотя бы немного усилий, то вместе мы сможем достичь желаемого.
Это не обязательно должна быть борьба с коррупцией, на которой мы сосредоточили свое внимание. Любой из нас может заниматься чем угодно: от высадки деревьев в парке и спасения бездомных животных до помощи армии. Главное – не думать, что кто-то сделает это за вас. Не сделает. И если мы сами не создадим гражданское общество, в котором хотелось бы жить, то навсегда так и останемся где-то на задворках.
- Но согласитесь, сейчас каждый второй может назвать себя общественником, хотя на самом деле, чем он занимается вообще непонятно. Почему так происходит и каким должен быть настоящий общественник?
- После «Революции достоинства» быть общественником стало модно, потому их и появилось так много. Это очень хорошо видно даже из вашего рейтинга. В прошлогоднем списке общественных деятелей было намного больше, чем сейчас. Я думаю, что это совершенно естественный процесс очищения в рядах общественников. Сейчас в основном остались те, кто не просто хотел засветиться или быть в тренде, а те, кто действительно делает что-то полезное.
Я недавно побывал в Польше и увидел, какими должны быть общественники. Это не просто люди, которые ругают и критикуют власть, как в основном это сейчас происходит у нас. Общественник должен быть конструктивен и понятен в первую очередь для органа государственной власти. Он должен садиться за стол переговоров и искать компромиссы для решения проблемы, а главное – это человек, который всегда должен действовать в рамках закона. Какие бы светлые и важные цели общественник не отстаивал, он не имеет права уходить в сторону беззакония.
- Что еще интересного было в Польше, что Вам хотелось бы перенять и внедрить в нашей стране?
- В Польше все совсем по-другому и мы сейчас очень сильно отстаем от своих ближайших соседей. Там у людей совершенно другой менталитет. Что меня поразило – там бизнес платит налоги. И как бы мы не говорили, что у нас большая налоговая нагрузка, это не так. По сравнению с ними мы вообще не платим налоги, ни олигархи, ни бизнес. В лучшем случае самые «честные» платят налоги с минимальной зарплаты, а остальное выдают в конверте, и это считается нормальным. Из-за этого у нас и бюджета нет. А раз нет бюджета, то все мои обращения, что в Фонтанке украли 10 млн грн, в горсовете - 20 млн грн и т.д. людям неинтересны, потому что они считают, что это не их деньги. Если бы в нашей стране все честно платили налоги, то понимали бы, что разворовывание бюджета касается их непосредственно, что это «уходят» их деньги, и отношение было бы другое.
В Польше мы побывали в небольшом городке в 30 км от Варшавы. Там всего 30 тыс. населения, а бюджет, благодаря налоговым отчислениям предприятий составляет порядка 1 млрд гривен на наши деньги. Это баснословная сумма для такого маленького городка, если учесть, что бюджет Одессы составляет порядка 8 млрд грн. На 30 тысяч населения, там работает 4 тыс. предприятий, больше двух тысяч из которых представляют малый и средний бизнес. Там даже китайцы и вьетнамцы работают легально, а на нашем 7-й км большинство людей работает нелегально.
У них также есть очень интересная практика: примерно 1% бюджета распоряжаются люди. На официальном сайте города расписано, что определенное количество бюджетных денег горожане могут потратить на то, что считают нужным: новый стадион, скамейки, освещение, дороги (хотя они у них и так идеальные) и т.п. Каждый гражданин может идентифицироваться на сайте и отдать свой голос за ту или иную инициативу. И это отличный пример, как громада сама же распоряжается своими деньгами. Очень хотелось бы, чтобы со временем и у нас такое появилось.
- Вы уже несколько лет занимаетесь активной общественной деятельностью. Замечаете ли уже какие-то результаты?
- Да, за последнее время мы реально ощутили, что органы власти готовы идти на контакт и коммуницировать с нами. Мне очень приятно отметить, что сейчас у нас налажен конструктивный диалог почти со всеми органами власти. Как по мне это и есть то положительное влияние, которое общественники могут оказывать на власть. Мы должны объяснить руководителю ГФС или суда, где они немного не дорабатывают, и чтобы на наш взгляд стоило изменить. А их дело выслушать нас, и потом уже решить, к каким советам прислушаться, а к каким нет. Мы можем быть не согласны в каких-то вопросах, и это нормально, главное, чтобы было желание общаться, взаимодействовать и слышать друг друга.
- Вы успешный практикующий юрист. Ваша общественная деятельность помогает или мешает в работе?
- По-разному бывает. Многие знакомые считают, что я ненормальный и мог бы спокойно заниматься бизнесом. Очень часто люди пытаются найти коммерческий интерес в моей общественной деятельности, потому что им трудно понять, что кто-то может тратить столько времени и сил просто так, чтобы изменить систему к лучшему. Бывают случаи, когда я могу в своей практике помочь клиенту в отстаивании его законной позиции с помощью Союза юристов. Но только в том случае, если она на 100% законна, иначе грязь польется не только на меня, но и на Союз. Поэтому у меня жесткий отбор клиентов, я берусь помогать только тем, чья позиция законна.
- Где находите время на то, чтобы совмещать практику и общественную деятельность? Никогда не думали бросить все и просто заниматься юридическим бизнесом?
- Во-первых, когда любишь то, чем занимаешься, всегда найдешь на это время. А я люблю и свою работу, и деятельность в Союзе юристов. Во-вторых, как говорится один в поле не воин, поэтому мне и в юридическом бизнесе, и в общественной работе помогает команда профессионалов и единомышленников.
Я не могу и не хочу бросать то, что делаю, потому что понимаю, что мне жить в этой стране, и я никуда не хочу уезжать. Я верю в то, что Украина вырастет до уровня развитой европейской страны, у нас нормально заработает государственный механизм, и мы будем гордиться тем, что живем здесь.
Беседовала: Анна Карцовник