Одесский Музей западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) открыл выставку из собрания коллекционера Александра Дмитренко «Я есть!»
Оказалось, что в музей сложно даже войти. В день открытия можно было смело объявлять облаву на всю художественную Одессу – она была здесь! В трех выставочных залах представлены 319 объектов и 294 автора, а ведь пришли не только сами авторы, но и коллеги, не принимавшие участие в проекте, просто любители искусства. Одесса необыкновенно богата талантливыми художниками, тут есть некий перекос, и потому ярких выставок в городе гораздо больше, чем удачных спектаклей или концертов, вот такая особенность. Одаренные в области визуального искусства люди рождаются здесь в невероятном количестве на квадратный метр, на вернисаже это особенно плотно ощущалось!
«Сюда еще не все пришли, - удивил заключением заслуженный художник Украины Виктор Маринюк. – Более 300 людей в одном месте я давно уже не видел, но художников в Одессе больше. Каждый пришел посмотреть на себя, но я пришел посмотреть на других».
Поскольку идея проекта – автопортреты художников, многие мастера охотно давали комментарии к своим произведениям.
«Я заранее знал, что на этой выставке будет много живописи, - лукаво улыбается заслуженный художник Украины Николай Вылкун. – Поэтому вспомнил о том, что я еще и график, еще и театральный художник, Вот и сделал черно-белую графику в духе театральной афиши…».
Многие написали себя на фоне мольберта или с кистью в руке, как Вадим Целоусов, или на фоне своей картины, как Леонид Шилов, на чьем автопортрете видны контуры постоянно резвящихся на его полотнах обворожительных лошадей, благородных и задумчивых.
«Жанр автопортрета для меня лично оказался сложным, - говорит известный мастер монотипии Валерий Сыров. - Я же работаю в основном в жанре пейзажа или натюрморта, а портрет требует более глубокого изучения человека. Хотя сам себя знаешь даже лучше, чем все остальные, я постарался сосредоточиться и выложиться по полной, чтобы выразить свою сущность».
Судя по картине, своей сущностью Сыров считает большую работоспособность и внимание, с которым относится к жизни.
Коллекция охватывает почти столетний период, здесь есть и ушедшие одесские классики Ацманчук, Шелютто, но больше все-таки ныне здравствующих авторов, многие из которых изобразили себя «по наводке» коллекционера.
«Восхищаюсь коллекционером, - признает художник Владимир Стрельников. - Это совершенно грандиозно, ведь этот парень за 2 года сделал такую работу, что в голове не укладывается! Это же надо было все купить, сделать рамки, организовать, таблички, издать каталог. За такой короткий срок — это совершенно невероятно!».
«Выставка родилась сама собой, - скромничает коллекционер Александр Дмитренко. - Вот как рождается ребенок, так и родилась эта идея. Я знакомился с художественной жизнью города — с художниками, искусствоведами, спонтанно у меня дома появился один автопортрет, второй. Первый раз осознанно я приобрел автопортрет Николая Прокопенко, ну а дальше — это уже как снежный ком у коллекционера. Все это превратилось в поиск, в аналитику, в походы по мастерским. За что я ценю этот жанр — они все разные. Они разные по эмоциональной окраске, они разные по палитре, они разные по содержанию и сущности — жанр один, а каждый говорит по-своему. Как-то до сих пор мне удавалось с ними разговаривать. И это не просто монолог — это незримое внутреннее общение. Есть очень сложные автопортреты, которые пытаются тебя как-то подавить, покорить, но я пока не сдаюсь. Я точно знаю, что этот проект будет жить, точно знаю, что этот проект выше меня, и он управляет мной. Он живет своей отдельной жизнью! Коллекцию я продолжаю собирать — даже вчера мне преподнесли в этом музее два автопортрета, и они уже сегодня экспонируются на этой выставке. Я думаю, что все еще впереди!».
«Думаю, следующим шагом должен стать проект, в рамках которого художники напишут портреты друг друга, - насмешничает поэтесса Ирина Денисова. – Психотерапевты советуют почаще изображать самих себя, а что, если изобразят коллег? Почему-то на автопортретах все моложе и красивее, чем в жизни – извечный посыл художника «Я так вижу!»? Впрочем, есть и исключение, художница Елена Щёкина в жизни гораздо красивее, чем на автопортрете, наверное, потому, что красивее, чем создала ее природа, нарисовать невозможно!».
Ознакомиться с самым масштабных художественным проектом Одессы можно в течение месяца. А предложить свой автопортрет коллекционеру художники могут в любой момент, творческие заявки принимаются.
Источник: Таймер