Погода
Погода в Одессе

влажность:

давление:

ветер:

(0482) 340-308
(048) 705-40-25

искать по дате

Главная  ->  Персона  -  Хобарт Эрл: «Я все делаю от души и совершенно искренне!»
Пресс-центр

Хобарт Эрл: «Я все делаю от души и совершенно искренне!»
2012-06-07

Хобарт Эрл: «Я все делаю от души и совершенно искренне!»

В прошлом году заслуженный артист Украины, художественный руководитель и главный дирижер Национального одесского филармонического оркестра Хобарт Эрл отметил знаменательный юбилей – исполнилось двадцать лет с тех пор, как он возглавил этот музыкальный коллектив. Сегодня мы беседуем с маэстро и о том, что предшествовало его приезду в Одессу, и об одесском периоде его творческой жизни. Благо, говорить с ним не только приятно, но и легко: американец не только хорошо выучил русский язык, но и блестяще освоил многие особенности «одесского наречия».

– Маэстро, вы довольно много гастролируете как дирижер и не только со своим одесским оркестром. В чью пользу сравнение?
– Наш оркестр сейчас в неплохой форме. (Это же неизменно отмечают все, кому доводится выступать на одной сцене с Национальным одесским филармоническим оркестром – Авт.). Не так давно мы играли «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса – впервые за несколько лет. Для музыкантов полезно вернуться к тому, что какое-то время не исполнялось. Мне показалось, что в этот раз мы сыграли немного по-другому.
И еще один концерт хочется выделить особо: наш «Вечер в Каракасе», исполненный в Оперном театре. Для меня это было впервые, когда я с местной публикой делился чем-то с моей родины – Венесуэлы. То, что мы сделали целый вечер этой музыки, – это большая редкость для восточноевропейского оркестра. Да, признаюсь, это был незабываемый для меня концерт!

– Как возникла идея провести «Вечер в Каракасе»?
– В общем-то спонтанно, хотя я давно думал, что когда-нибудь надо обязательно исполнить такую программу. А толчком послужил приезд в Одессу Эдиксона Руиса, контрабасиста из Венесуэлы, мое долгое общение с ним, воспоминания о нашем родном Каракасе. К тому же Эдиксон оказал мне огромную помощь – обеспечил нотами.

– Хочется, чтобы вы вспомнили и о других вечерах – штраусовских. Они уже стали традицией в Одессе. Это полностью Ваша идея?
– Да, идея принадлежит мне. Трижды в жизни мне посчастливилось побывать на знаменитых концертах Венского филармонического оркестра утром 1 января. Это что-то совершенно особенное! У меня возникла идея воссоздать такую атмосферу на старый Новый год, преследуя еще и творческую цель – научить оркестр играть эти вальсы. И это, слава Богу, действительно удалось. Заставить любой оркестр играть вальсы Штрауса – это целое событие. И ни для кого не секрет, что мало кто за пределами Австрии умеет их играть. Это очень специфическое искусство. Даже немцам оно не вполне под силу. Я обычно говорю, что эта музыка подобна джазу ХIХ века. Впервые мы исполнили вальсы Штрауса в Оперном театре в 1993 году. За те годы, что мы исполняем эту программу, оркестр очень вырос в ее исполнении. Мы играем это неплохо. Многие играют Штрауса, но делают это плохо. А исполнение нашего оркестра оценила и зарубежная пресса, включая – что особенно важно и приятно – австрийскую.



– Как Вы воспринимаете любовь зрителей: уже давно привыкли, или всегда радуетесь проявлению их эмоций?
– Трудно сказать. Я просто чувствую, что одесская публика меня знает. Когда я дирижирую оркестрами в других городах, ощущение немного другое, чем когда выступаешь дома, со своим оркестром. Что касается любви зрителей... Для меня важнее всего иметь внутреннее хорошее чувство после концерта. Я учу своих музыкантов так называемой «исполнительской психологии»: если что-то «идет мимо» в выступлении, очень важно это моментально забыть. Главное – не «зацикливаться» на том, что, к примеру, только что сфальшивил гобой. Надо уметь это сразу «выключить», идти дальше. Если музыканту это удалось – здорово!

– На одной из пресс-конференций вы тронули меня теплыми словами о родителях, покинувших этот мир. Чувствуется тесная духовная связь с ними...
– Да, вы правы! Я поздний ребенок. Может быть, когда я был ребенком, мне было как-то не по себе, что у меня такие немолодые родители, а потом я стал ценить то, что они дали мне жизнь в таком возрасте. Отец был 13-го, а мама – 19-го года, они прожили долгую жизнь: оба умерли в 2002 году. И, что удивительно, оба они ушли из жизни при моем исполнении 8-й симфонии Шостаковича: один раз я дирижировал через день после смерти папы, а еще через полгода – через несколько часов после смерти мамы… Мои родители были очень открытыми, современными людьми. Они с большим интересом восприняли мой приезд в Одессу, этот необычный шаг: они всегда приветствовали все новое.

– Когда в вашей жизни появилась музыка? Могла ли она вообще не появиться?
– Моя мама была хормейстером, а тетя – композитором. Музыка окружала меня с раннего детства. Я был на всех маминых концертах, на ее службе в церкви.

– А кем был Ваш отец?
– Он был бизнесменом – работал в страховой компании. И, тем не менее, с большим пониманием относился к моему увлечению музыкой – наверное, гораздо больше, чем другие отцы, далекие от музыки.

– Хобарт, этот вопрос, думаю, вам задавали уже не раз. Не удержусь и я.
Блестящее образование в Европе и США, успешная работа в великолепной Вене – и приглашение в Одессу, город «из другого мира». Как принималось решение?
– Скажу честно: может быть, мало кто из моих коллег совершил бы такой поступок. Именно потому, что это другой мир. Но я... Я родился не в своей стране, рос среди двух менталитетов, всегда вокруг звучали два языка. После окончания в Каракасе Великобританской школы я поехал в Шотландию, в школу-интернат. Раз – и просто бросили меня, рожденного в южной стране Венесуэле и никогда не видевшего снег, в шотландскую зиму. Там я тоже начал с нуля – ведь и это был другой мир! А потом я приехал в Америку – и снова другой мир. И в Австрии пришлось начать все с нуля – я даже не знал немецкого. Одесса оказалась четвертым местом, где мне приходилось открывать новый мир, и я уже был к этому подготовлен. Было, пожалуй, сложнее, чем где бы то ни было, зато очень полезно для молодого дирижера: я участвовал в развитии коллектива.

– Прошло более 20 лет… Стала ли Одесса вашим домом? И вообще – что вы имеете в виду, говоря «домой», «дома»?
– В том-то и дело: у меня нет ощущения дома. Нигде. Или везде – и в Одессе, и в Вене, и в Америке – в Нью-Джерси. Конечно, и в Венесуэле. Для меня это очень смешано.

– Совершенно понятно, что жизнь нашего оркестра не назовешь безоблачной. Есть ли у художественного руководителя НОФО Хобарта Эрла мечты, которые вполне смогли бы стать реальностью?
– Конечно, есть большие творческие планы. Дай Бог, чтобы хотя бы половина из них осуществилась! Я не раз говорил о нашем зале. Меня уже можно цитировать, но я понимаю, что это бесполезно – нужно не говорить, а делать. И освещение, и акустика недостойны этого зала. В нашем зале на сцене ударные и валторны плохо слышат, что играют, например, струнные. К тому же проникает шум с улицы. Любой оркестр – это зеркало своего зала. Место, где ты играешь, – это твой дом. И от того, каков он, очень зависит качество исполнения. Одесситам досталось великолепное наследство – наш зал. Здесь должен происходить праздник. А освещение мешает этому празднику! В зале должны висеть люстры, а не какие-то железяки. Они абсолютно «не клеятся» с этим залом! Но все это должны делать власти. Я уже внес немалый личный вклад в этот зал. Многое сделано правильно – использованы рекомендации ныне покойного всемирно известного акустика Рассела Джонсона. Но дальше – это уже не я. Я не могу делать это вечно. А душа у нашего зала гениальная!

– Во время концерта вы иногда рассказываете о создании произведения, что вызывает неизменный интерес. Сейчас, к сожалению, это происходит реже. А жаль...
– Это особенно важно для современной музыки. Хорошо помню, как в 90-х годах мы в Одессе играли три фрагмента оперы Альбана Берга «Воццек». Это великий австрийский композитор ХХ века – я его просто обожаю! А опера «Воццек» – один из ключевых оперных спектаклей ХХ века. Музыка сложная, и то, что мы ее играли, было важным событием. Вот тогда, до начала исполнения, я разговаривал, и мы сделали публике некую демонстрацию третьего фрагмента. Дело в том, что если знать, что происходит, слушаешь иначе. А тут, в этом фрагменте, есть один из самых известных эффектов музыки ХХ века. В конце спектакля Воццек тонет в пруду, и Берг через музыку создал эффект движения воды, которое потихоньку затухает, – так бывает, когда ты бросаешь камень в воду. Звуки переплетаются – вода движется и постепенно затихает... Наступает смерть – Воццека больше нет. Если человек не знает содержания оперы – например, в случае нашего концертного исполнения, он не поймет это должным образом. Кстати, дети, побывавшие на этом концерте, спустя полгода подходили ко мне и просили еще раз «сыграть им водоворот».

– Сцена – это комфортная среда обитания для вас?
– Да, я чувствую себя комфортно на сцене. Я растворяюсь в музыке! Все, что я делаю, – от души и совершенно искренне. Просто исполнять музыкальное произведение – для меня уже удовольствие. Это касается не всех исполнителей. Один известный западный импресарио, к сожалению, ныне покойный, сказал обо мне своему коллеге: «Хоби родился для сцены». Думаю, что это так еще и потому, что я на сцене с раннего детства. Никакого волнения, просто очень комфортно.

– Вы производите впечатление благополучного человека, который точно знает, чего хочет от жизни, и легко идет к достижению своей цели. Можно сказать, что вы – баловень судьбы?
– Знаете, у каждого своя судьба, и даже если человек кажется баловнем, у него все равно много проблем. Если он даже добился больших успехов, возможно, они пришли к нему через большие трудности. Жизнь – это такая штука…

Марина Ровинская

"Фаворит удачи"

 

Автор: 
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.
Вся ответственность за содержание комментариев возлагается на комментаторов
реклама
ТОП-5 Новостей
Последние комментарии

реклама
Актуальное
Начальник Одесского Управления ДВБ НП Украины Дмитрий Мартыненок: «Работаем с утра и до полной победы над коррупцией»
Начальник Одесского Управления ДВБ НП Украины Дмитрий Мартыненок: «Работаем с утра и до полной победы над коррупцией»
Пресс-эксперт. Гость студии - Павел Киструга
Пресс-эксперт. Гость студии - Павел Киструга
Владелец территории Горсада заявил, что застройки там не будет (фоторепортаж)
Владелец территории Горсада заявил, что застройки там не будет (фоторепортаж)
Одесские зоозащитники уверены, что законопроект №7220 приведет к массовому уничтожению животных
Одесские зоозащитники уверены, что законопроект №7220 приведет к массовому уничтожению животных
Обзор прессы
Отопительный сезон - 2017-2018: холодно и дорого
Отопительный сезон - 2017-2018: холодно и дорого
Конфликт Польши и Украины: исторические скандалы раздувают политики обеих стран
Конфликт Польши и Украины: исторические скандалы раздувают политики обеих стран
Одесский горсовет выделит 1,2 млн грн на видеонаблюдение для СБУ
Одесский горсовет выделит 1,2 млн грн на видеонаблюдение для СБУ
реклама

 

СПЕШИТЕ ПОБЫВАТЬ НА ГРАНДИОЗНОМ СОБЫТИИ УХОДЯЩЕГО ГОДА!
 

Торжественная церемония награждения лауреатов
ежегодного рейтинга популярности людей и событий Юга Украины

 

"НАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ"

 

Концерт-холл «Сады победы».

16 декабря, пятница, 18.00.

 

Рейтинг популярности «Народное признание» часто называют «Одесским Оскаром»
В программе вечера – награждение лауреатов и выступление звёзд эстрады
Прямой эфир
на телеканалах
 

Цена билета –2 500 грн.

В стоимость билета входят сервированные столы, лучшие блюда из меню ресторана «Сады победы», спиртные и прохладительные напитки.

ВНИМАНИЕ!

Зарезервировать билеты можно в течение 20 дней, предшествующих 9 декабря.

Количество мест ограничено!

Продажа билетов – только в течение одного дня - 9 декабря! Количество мест ограничено!

В продаже места за столами: 45, 46, 47, 48, 49 (столы по 4 чел.)

Итого - 20 мест. Карта - см. схему.

 

Резерв билетов и справочная информация о мероприятии по тел.: