Погода
Погода в Одессе

влажность:

давление:

ветер:

(0482) 340-308
(048) 705-40-25

искать по дате

Главная  ->  Персона  -  Галина Зицер: «Любите филармонию, как люблю ее я!»
Пресс-центр

Галина Зицер: «Любите филармонию, как люблю ее я!»
2011-10-07

Галина Зицер: «Любите филармонию, как люблю ее я!»

Концертная жизнь в Одессе началась еще в первые годы XIX века. Из эпизодической она переросла в более планомерную после того, как в 1842 году было организовано Одесское филармоническое общество. В разные периоды оно несколько раз прекращало и возобновляло свою деятельность, но музыка в Одессе звучала даже в самые драматические периоды. Поэтому воистину исторической вехой в музыкально-концертной жизни города стало создание в 1931 году Одесской филармонии. 80 лет деятельности вместили в себя громадный массив творческих достижений, артистических взлетов и зрительского восторга. Вспомнить звездные моменты – интересно, приятно, но в пределах одной публикации – просто невозможно. А вот узнать, чем живет большой коллектив сегодня, – не только возможно, но и куда интересней: ведь большой и прекрасный мир искусства, который создают в стенах этого великолепного старинного здания, открыт для любого из нас. 

Наша сегодняшняя беседа – с человеком, который большую часть своей жизни отдал Одесской областной государственной филармонии, с ее генеральным директором, заслуженным работником культуры Украины Галиной Зицер.



– Галина Борисовна, у Вас ведь уникальный личный опыт работы в Одесской филармонии – более 25 лет Вы были директором-распорядителем и вот уже третий год – генеральный директор. А что предшествовало этому?
– Я родилась во время войны в Самаре. Но моя мама – одесситка, и я живу в Одессе с двух лет, так что, можно сказать, я настоящая одесситка. Параллельно со средней школой, окончила музыкальную – №2, потом – музыкальное училище. А после этого поступила в строительный институт, учиться на архитектора. Вот такой сумбур получился. Можно сказать, что я строитель в музыке и музыкант в строительстве. Собственно, ведь архитектура – это музыка, застывшая в камне.
После окончания осталась работать в строительном институте старшим лаборантом. Потом ушла в Одесские реставрационные мастерские на должность инженера. Со временем стала главным архитектором и принимала непосредственное участие в реставрации Дома ученых, музея западного и восточного искусства, армянской церкви, восстанавливала после пожара Воронцовский дворец… Тогда же впервые ознакомилась со зданием филармонии, которое мы тоже реставрировали. 10 лет я проработала в мастерских, и никогда не забываю это время. Многое на моем счету, есть чем гордиться…
Потом работала начальником центральной лаборатории управления автомобильных дорог №5. Это был по-своему интересный период моей жизни. Он дал мне общение с дорожниками, прекрасными людьми, и солидный профессиональный опыт: я и сейчас, когда вижу, как укладывают дорогу, могу сказать, правильно это делают или нет. А еще – знание Одесской области, ведь довелось поездить по всем ее районам.
Теперь могу сказать, что соединение разных знаний и разного опыта очень помогает в моей работе здесь.

– Что изменилось за годы Вашей работы в филармонии?
– Очень многое, я ведь пришла сюда еще в 1983 году. Самый запоминающийся момент из того времени: закрыт центральный вход, считалось, что он аварийный. Вот тогда и сказался мой опыт реставратора. Я пригласила главного инженера института «Гипроград», чтобы он сделал заключение. И оказалось, что над входом стропила изначально, еще при строительстве были установлены неправильно. Мы сделали два бандажа, соответствующую защиту, и ничто уже не угрожало обрушиться. Но после этого встал вопрос о смальте, которой выложены знаки Зодиака на круглом своде. Эти маленькие кусочки разноцветного стекла в Союзе делали только в Вильнюсе. Через Академию наук я попала-таки на это производство и добыла смальту для нашей филармонии.
Здание это я очень люблю, и сколько будет суждено в нем работать, столько буду ему служить. Эти стены пропитаны моей любовью и заботой. На содержание, а тем более реставрацию филармонии нам денег никто не дает. И мы прикладываем все усилия, чтобы здание сохранилось таким, каким оно нам когда-то досталось. Это ведь история нашего города. И это то, что мы передадим нашим потомкам.



– И все-таки филармония – это, прежде всего, не здание, а то, что в нем происходит…
– Безусловно! И мне очень интересно заниматься именно работой с людьми. У нас замечательные солисты, ансамбли, оркестр. Филармонический коллектив постоянно растет, нас теперь уже 300 человек.
Вот, например, три года назад мы создали ансамбль песни и танца «Чайка». И за это время под руководством Юрия Саакянца и Дмитрия Притулы коллектив достиг многого. В прошлом году он завоевал первую премию на конкурсе имени Павла Вирского. В Киеве не могли понять: как, в Одессе, неукраинском городе, такой народный коллектив?! Да кто это решил, что Одесса – не украинский город? Ничего подобного! Ни в одной другой филармонии страны нет такого коллектива, как наша «Чайка»! Причем, ансамбль продолжает расти, ширится его репертуар. У них уже пять больших танцевальных номеров, ставятся еще два. А это все костюмы, партитура, на что требуются большие деньги. Очень сложно выживать самим! Спасибо областному управлению и Министерству культуры, которые стараются найти хоть какие-то крохи, чтобы помочь нам.
У нас потрясающий камерный оркестр под руководством известного дирижера заслуженного артиста Украины Игоря Шаврука. Сейчас с оркестром также работает дирижер Владимир Дикий, который был избран художественным руководителем филармонии. У нас есть потрясающий коллектив «Ренессанс», который недавно приглашали в Румынию на празднества, посвященные 20-летию Независимости Украины. Я тоже была в этой поездке, рассказала о нашем фестивале «Дунайская весна», возрожденном в этом году, и вообще о творческих возможностях филармонии. И думаю, что наши культурные связи с Румынией теперь будут развиваться.
Не только в Одессе, но и далеко за ее пределами знают дуэт «Доля», в составе которого народные артистки Украины Татьяна Буркацкая и Лариса Стадниченко. Мы гордимся своими солистами – народными и заслуженными артистами. Династия Саксонских, Людмила Довгань, Михаил Бакальчук, Николай Свидюк, Елена Стаховская... Но особенно нас радует, что среди артистов филармонии сейчас много молодежи. Например, появился талантливый молодежный состав в одном из старейших наших коллективов – ансамбле «Мозаика». И наш репертуар мы стремимся сделать таким, чтобы привлечь молодого зрителя. Например, дирижер Андрей Черный ежегодно готовит программу «Голос симфорока». На сцене – до 200 человек: симфонический и эстрадный оркестры, хор. Грандиозное впечатление! Должна сказать, наши труды не пропали даром: молодежи сегодня в зале очень много.

– Так ведь вы своего зрителя готовите с детства, не правда ли?
– А как же иначе?! Во-первых, у нас при филармонии работает большая детская студия, где дети учатся и танцевать, и петь, готовят свои представления. Наша база позволяет это делать безо всяких дополнительных затрат. Во-вторых, у нас уже много лет работает абонементная система, сейчас действуют 13 абонементов, и среди них многие рассчитаны именно на детскую аудиторию. Каждый год у нас новая абонементная программа. В этом году, в частности, позовем детей на «Сказки дедушки Корнея». Это интересно и красиво, и мы надеемся, что будет спрос. А еще есть совершенно уникальный цикл программ для будущих мам под названием «Эффект Моцарта», который мы готовим совместно с профессором кафедры гинекологии и акушерства Одесского медуниверситета Светланой Галич. Ведь известно, что ребенок в утробе матери уже с четырех месяцев слышит музыку, да и сами женщины в таком положении нуждаются в гармонизации.
Хочу, кстати, сказать об еще одной необычной новинке в нашей работе, которая уже не касается детей: в содружестве с Европейской ассоциацией невропатологов мы готовим программы для людей с болезнью Паркинсона и перенесших инсультные заболевания. Мы назвали этот абонемент «Эффект Вивальди» и проводим концерты в санатории «Белая акация», поскольку больные не могут подниматься по лестнице в зал филармонии. Так что в нашей работе есть не только молодежная и детская составляющие, но и социальная.



– Пора вспомнить и о тех программах, которые собирают аншлаги в Большом зале филармонии. Я имею ввиду работу с именитыми гастролерами и ваши фестивали.
– Да, тут нам есть чем гордиться. Скажем, в этом, юбилейном для филармонии году снова состоится наш совершенно уникальный фестиваль «Парад баянов». Готовится очень интересная программа на 1 октября, когда мы будем отмечать 80-летие Одесской филармонии. Не будем открывать всех сюрпризов, но уверяю – их будет много. И главное, мы пригласим на торжество и юбилейный концерт людей, которые идут по жизни рядом с нами. Хотим сделать теплый семейный праздник.
А открываем мы этот сезон гастролями знаменитого оркестра имени Светланова. В этом нам оказывает большую поддержку народный депутат Сергей Гриневецкий. Мы сделали на этот концерт недорогие билеты, чтобы все настоящие ценители искусства могли на него попасть. Есть также предварительная договоренность с «Виртуозами Москвы», надеюсь, все получится, как задумано.

– В этом году Одесса отмечает 140-летие профессора Столярского. Наверняка, филармония не останется в стороне?
– Во-первых, мы готовим целых три юбилейных вечера. А еще филармония взяла на себя функцию главного координатора программы по перезахоронению нашего великого земляка. В этом вопросе есть понимание со стороны России, есть договоренность с руководством Свердловской области, где Петр Соломонович захоронен. Сейчас мы ждем ответ на наши запросы. И я уверена, что эту благородную задачу мы, наконец, выполним.

– А что с памятником Давиду Ойстраху?
– Одесская филармония наконец-то сдвинула с мертвой точки и этот вопрос. Скульптура была отлита из бронзы еще три года назад, и все это время стоит на художественном комбинате в Киеве. Мы планировали установить памятник к 100-летию Ойстраха, но не случилось. Все эти годы мы пытались внушить городской власти, что Ойстрах – не чей-то родственник, что он – гений Одессы и сделал для ее славы больше, чем кто-либо другой. Нам повезло, что в этом вопросе взялся помогать заместитель губернатора Дмитрий Волошенков. Он очень целеустремленный человек, и последовательно занимается не только памятником Ойстраху, но и перезахоронением останков Столярского, и восстановлением Александрийской колонны в парке Шевченко – все это ему близко по духу.

– Где будет установлен памятник великому скрипачу?
– Первоначально планировалось место в районе оперного театра, на Театральной площади, рядом с отелем «Моцарт». Под него и проект делался. Но по каким-то причинам город не дал разрешение. Очень жаль, конечно: стоять Ойстраху именно здесь, как говорится, сам Бог велел. Сейчас дали место возле школы Столярского. Если все получится, как задумано, то церемония открытия состоится 30 сентября, в канун нашего юбилея. Это будет красивая церемония, большой праздник.

– А где же тогда будет памятник Столярскому, ведь его тоже планировали создать?
– Памятник Столярскому уже разработан, но в этом году мы не успеваем его сделать. Он будет стоять во дворе «школы имени мене», как говорил Петр Соломонович, перед окнами его класса.

– О чем мечтает в преддверии юбилея филармонии ее директор?
– Я мечтаю модернизировать наш зал: чтобы он был оборудован самой лучшей осветительной и звуковой аппаратурой, чтобы мы поставили в нем съемные кресла. Филармонический зал должен быть многофункциональным, здесь могут проходить и балы, и новогодние елки, и городские праздники. Еще хочу, чтобы люди, от которых зависит жизнь филармонии, относились к ней с такой же любовью, с какой отношусь я. Хочу, чтобы сюда приходили, как в храм. У нас ведь такая аура – как будто воды из родника напьешься! И главное, хочу, чтобы новые одесские музыканты становились столь же великими и известными всему миру, как их предшественники!

Автор: Галина Владимирская

Автор: 
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.
Вся ответственность за содержание комментариев возлагается на комментаторов
реклама
ТОП-5 Новостей
Последние комментарии

реклама
Актуальное
Начальник Одесского Управления ДВБ НП Украины Дмитрий Мартыненок: «Работаем с утра и до полной победы над коррупцией»
Начальник Одесского Управления ДВБ НП Украины Дмитрий Мартыненок: «Работаем с утра и до полной победы над коррупцией»
Пресс-эксперт. Гость студии - Павел Киструга
Пресс-эксперт. Гость студии - Павел Киструга
Владелец территории Горсада заявил, что застройки там не будет (фоторепортаж)
Владелец территории Горсада заявил, что застройки там не будет (фоторепортаж)
Одесские зоозащитники уверены, что законопроект №7220 приведет к массовому уничтожению животных
Одесские зоозащитники уверены, что законопроект №7220 приведет к массовому уничтожению животных
Обзор прессы
Отопительный сезон - 2017-2018: холодно и дорого
Отопительный сезон - 2017-2018: холодно и дорого
Конфликт Польши и Украины: исторические скандалы раздувают политики обеих стран
Конфликт Польши и Украины: исторические скандалы раздувают политики обеих стран
Одесский горсовет выделит 1,2 млн грн на видеонаблюдение для СБУ
Одесский горсовет выделит 1,2 млн грн на видеонаблюдение для СБУ
реклама

 

СПЕШИТЕ ПОБЫВАТЬ НА ГРАНДИОЗНОМ СОБЫТИИ УХОДЯЩЕГО ГОДА!
 

Торжественная церемония награждения лауреатов
ежегодного рейтинга популярности людей и событий Юга Украины

 

"НАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ"

 

Концерт-холл «Сады победы».

16 декабря, пятница, 18.00.

 

Рейтинг популярности «Народное признание» часто называют «Одесским Оскаром»
В программе вечера – награждение лауреатов и выступление звёзд эстрады
Прямой эфир
на телеканалах
 

Цена билета –2 500 грн.

В стоимость билета входят сервированные столы, лучшие блюда из меню ресторана «Сады победы», спиртные и прохладительные напитки.

ВНИМАНИЕ!

Зарезервировать билеты можно в течение 20 дней, предшествующих 9 декабря.

Количество мест ограничено!

Продажа билетов – только в течение одного дня - 9 декабря! Количество мест ограничено!

В продаже места за столами: 45, 46, 47, 48, 49 (столы по 4 чел.)

Итого - 20 мест. Карта - см. схему.

 

Резерв билетов и справочная информация о мероприятии по тел.: